— Кирилл, ты там потолок видишь?
— Да тут везде потолки!!!
Из разговоров на маршруте

Есть у меня друзья – Паша и Коля. Грязнов и Бабаешкин соответственно. Они любят ходить в горы и лазать по скалам. У них хорошо получается. Недавно, например, они пролезли новый маршрут «Проверка силы» на пик Пионер по южной стене, между маршрутами Дениса Урубко и Вадима Смирнова. Паша, работавший тогда первым, широко разводя руками рассказывал, как оно было и в красках описывал широкие щели и карнизы с выносом по два метра. У меня появилось устойчивое желание посмотреть, какие они на ощупь, те карнизы. Обострялось это желание тем, что я и сам давно хотел эту линию пролезть. И вот недавно засобирались мы в горы, а Николай по уважительной причине в тот день был не выходной, так что решили ничего нового без него не лезть, а пролезть второе прохождение «Проверки».

Под стеной стояли в половине восьмого. Прохладно. Решили немного подождать, поскольку мне совершенно не улыбалось лезть сквозь всякие нависания с холодными руками и в не менее холодных тапочках. Пока стояли Паша давал ценные указания по прохождению всяких проблемных мест и описывал, куда нужно лезть. Я видимо не очень внимательно слушал, потому как на второй веревке немного промахнулся, что прибавило нам примерно час к прохождению стены.

Массив пиков Учитель и Пионер

Итак в половине девятого я начал работать над первой веревкой, идущей по системе отличных щелей. Очень мне нравится ходить по теплу – никаких кошек, ледорубов… Повесил на себя десяток крючьев, комплект закладок, пару больших камалотов, десяток френдов, молоток, полтора десятка оттяжек, несколько длинных петель, пробойник с ушками, несколько свободных карабинов, мешочек с магнезией и все – лезь! Красота. Как говорилось выше первая веревка идет по хорошим щелям, в которых при желании можно клинить все то, что что вам не жалко, как то: пальцы, кисти или ступни. Страховка везде организуется легко и непринужденно. Френды и закладки ложатся так, как будто специально для них все подготовлено. Лазанье становится тем сложнее, чем выше, но выше fr 6a не поднимается, так что остается более чем приятным и не напрягающим. Вылез на полку, накинул петлю на выступ, сблокировал пару закладок и из всего этого соорудил станцию. Над головой недвусмысленно нависали карнизы внушавшие уважение.

Поднялся Павел, ткнул пальцем в правильную сторону (а то я не догадался), передал мне железо, перевязался, выслушал мои восторги и принялся меня страховать.

Вторая веревка началась размеренным лазаньем по щели, которая как-то ненавязчиво уперлась в карниз. Под карнизом был забит крюк, который по словам первопроходцев там был еще до них, но выглядел он не очень надежным, так что я засунул френд под карниз и начал через него перебираться. Вылез на нависание, засунул несколько пальцев в щель (немного больно, зато хорошо держат), поставил ноги и чуть выше себя воткнул еще один френд среднего размера. Пока я возился как-то незаметно от меня отстегнулась корзинка (страховочный девайс) и нагло улетела вниз. Но мне было вовсе не до нее, потому как я выкручивал, пожалуй, самое сложное движение на маршруте. Как то, слушая описание одного скалолазного маршрута я услышал емкое слово «разгибает». Так вот, меня там очень основательно разгибало. После карниза стало легче но не сразу и то не на долго. В удобном месте отдохнул, подождал, пока меня перестанет трясти и полез выше, ко второму карнизу. После первого он показался вполне юзер-френдли, и камалот, который я под него засунул только усиливал это ощущение. Процарапался через карниз, чуть выше расперевшись в углу основательно засунул френд в щель сбоку и улез дальше. Потом, слушая, как Паша пыхтит выковыривая эту железку, я был преисполнен раскаяния, но в следующий раз, вероятно, сделаю так же – уж больно хочется, чтобы там что-нибудь понадежнее было. Дальше по углу вправо-вверх, а после на полке сделал станцию из трех, хороших таких, крючьев. Минут через тридцать поднялся Паша, сказал: «И после этого ты еще мне что-то говорить будешь?!», так прозрачно намекая на то, что на предыдущих восхождениях сам я много ворчал по поводу того, что он закладывает железо так, что его потом довольно проблематично извлекать, а сам делаю примерно так же, а то и хуже.

— Мне было страшно! – попытался оправдаться я. Ну правда, хотелось, чтобы все было наверняка.

Оказалось, что мне нужно было уйти правее, по углу, щель в котором постепенно глохнет, и выбраться на наклонную полочку, на которой у парней была станция. Полочка та была довольно близко – метрах в пятнадцати от нас, но на десять метров правее. Добраться до нее можно было либо поднявшись вверх по монолитной стенке, судя по виду с зацепами, но без трещин, либо приспустившись уйти траверсом в угол, и по нему лезть вверх. Там, правда, их тоже нет, но когда я начал лезть я этого не знал. Короче, когда я забил первый крюк, между мной и Пашей было расстояние метров в 10-12, и ничего по дороге забито не было. Волнительно. Вылез к месту, на котором у парней в день первопрохода была станция из крюка и петельки наброшенной на крайне несущественный выступ. Сделал станцию, такую же как у них, но потом прибавил к ней шлямбур, и она стала выглядеть значительно лучше. Это не самое удобное место для станции, и, уже соорудив все, я подумал, что имело смысл забить спит на несколько метров ниже – там и полка была получше, и щель, по которой нужно будет лезть чуть позже, значительно ближе. Как бы то ни было пришел Павел, сказал, что волновался за меня, пока я там царапался (я, кстати, тоже немного волновался), и указав на монолитную восьмидесяти градусную стенку над нами сказал:

— Вот по ней, а потом направо в щель.
— Э, так ведь она ж монолитная!
— Ну да, на ней ничего особо не положишь, но там такие зацепы (показывает пальцы правой руки сжатыми в кучку – явно держит маленький активник), зато в щели есть.

До щели метров 8-10.
Собрался, полез. Спустился, подышал, снова собрался, полез. Добрался до полочки, сказал Паше, что он может делать все что хочет, а я останусь там жить. Он сказал, что тоже долго там простоял. Для себя я решил, что пока не сделаю себе надежной страховки с места не сдвинусь. Хорошо, что подходящая трещина нашлась, в противном случае стоял бы там памятником незадачливому альпинисту до сих пор.
В пятнадцати метрах справа увидел такой знакомый ключ 4Б Смирнова, но времени его рассматривать не было, так что полез вверх. По дороге случился тот диалог, что приведен в самом начале текста. Про потолки. Может они не совсем потолки, но изрядные нависания по меньшей мере. К слову сказать, когда подбираешься к карнизу и появляется нормальная щель, в которую можно заколотить крюк, под ногами свободно болтается метров 10 веревки – угол, по которому нужно лезть наполнен зацепами, но начисто лишен мест, пригодных для организации страховки. И еще иногда по нему течет вода. Мне повезло – было сухо, а когда Паша с Николаем лезли маршрут в первый раз, Павлу пришлось лезть по мокрому. Брррр…Забил хороший крюк, повесил длинную петлю вместо оттяжки, чтобы легче было обвести карниз, немного приспустился и ушел на внешний угол слева. Подошел к тому месту, где положительная часть плавно разворачивается до вертикали или чуть больше и немного задумался. Павел снизу крикнул: «Там с щипка нужно до ручки достать!». Пытаюсь, но никак не выходит. Вспомнил, что он немного выше. Пришлось свой расклад придумывать. Крест на какой-то не внушающий доверия зацеп левой рукой, правой за кандовую ручку, но под ногами тот самый карниз. Пришлось складываться, ставить ноги и выкатывать до мизера под правую руку. Несколько раз начинал следующее движение, но осознание того, что если уставшие пальцы слетят с зацепки, или она просто выломается под нагрузкой, мне светит полет длиннее тех, которые мне нравятся, немного сковывало движения. Длинный крест левой до ручки под обе руки и все, считай что спасся – остается около 15 метров нетрудного лазанья до большой полки, на которой сходятся маршруты Урубко и Смирнова. Полка почти как родная.

Поднялся Павел. Поинтересовался, понравилось ли мне. Я ответил. Чувствую, что устал. По Паше видно, что он тоже немного вымотался педалить с рюкзаками . Остается немного. Стенка над полкой. Медленно выбираюсь на маленькую полочку. Вщелкиваюсь в старый местный швеллер. Влево вверх и выбираюсь в кулуар. Готовы перила! Понял.

Еще веревка вверх. Несколько метров немного круто, дальше ложится.

— Паша, через карабин страхуй, так быстрее!
— Готово!

Петля на выступ. Готово! Снял развеску. Выбрал вторую веревку, которую на заключительной веревке просто вытягивал. Снял скальные туфли. Поднялся Павел. Решили разобрать снаряжение и убрать его в рюкзаки – дальше гребень, на котором кроме связочной веревки ничего не нужно. У Паши в рюкзаке помимо всего прочего есть два термоса с чаем, пара бутербродов и восемь конфет. Перекусили. Я чувствую как на дно желудка с глухим стуком падают конфеты. На зубах скрипит гранитная пыль – я забыл взять с собой клизму, чтобы продувать дырки для шлямбуров, пришлось продувать так. Пыль на сухих губах, пыль в бороде. Маркирую веревку, Паша отстегивает снаряжение, попутно прихлебывая все еще теплый сладкий чай. Немного отдышались, перекусили, упаковали рюкзаки и по гребню ушли вверх. Он выводит к началу «единички» на Пионер. Под «единичкой» сняли рюкзаки, развязались, взяли палки и пошли на вершину. На вершине так тихо. В прозрачном воздухе летает паутина. На северных склонах лежит снег, который, вероятно, растает уже только весной. Скоро зима. Долго сидеть смысла нет, так что собираемся и идем вниз.

Когда спустились с перевала на морену Паша предложил поискать мою корзинку. Честное слово, если бы не он, и его настойчивое предложение, не пошел бы, уж больно вымотался. Снова подошли под стену. Я посмотрел, вверх, где на второй веревке висит карниз, мысленно провел линию от него вертикально вниз и мой взгляд уперся в нее родимую, в корзинку. Видимо падая она не касалась скалы. От неё до стены было примерно два метра.

P.S. Если вы чувствуете, что у вас очень хорошая форма и все самое сложное в Туюксу вы уже пролезли, всячески рекомендую «Проверку силы». Так же можете попробовать залезть на пик Йошкар-Ола по Западной стене, 5А (230м 90° 6b/+) (маршрут весь проходится лазаньем), либо пройти маршрут по большому углу Западной стены, 5А на неё же. Второй маршрут пока самое сложное из всего, что есть в Туюк-Су.

Описание:

R0—R1 Движение начинается по ярко выраженному внутреннему углу. В углу есть возможность организации надежной страховки. Пригодятся крупные фрэнды. Для того, чтобы попасть на полку, на которой организуется станция придется немного приспуститься и уйти влево. Место для станции удобное. Станция на выступе и закладке.
40м 70° fr 6a

R1—R2 С полки вверх по внутреннему углу. Метров через 15 угол упрётся в карниз, который проходится по щели 6b+/c. Возможно прохождение на ИТО. Далее по внутреннему углу крутизной 85° несколько метров вверх до выполаживания. С него по щели вверх в направлении карниза. В ход идут крупные френды (Rock Empire #5, Black Diamond Camalot #4-5). Сложность прохождения карниза примерно fr 6b. Далее по системе внутренних углов при дефиците точек страховки дойти до косой полки, в верхней части которой забит шлямбур. Станция – блокируются шлямбур, крюк (свой) и петля на выступе сверху (опционально).
50м 95° 6c

R2—R3 От станции вправо вверх по стенке крутизной 80° fr 6a в направлении щели с черным подтеком. Стенка монолитная, нет возможности организовать страховку на протяжении первых 10 метров. Далее по внутреннему углу вертикально вверх в направлении карниза. По углу может течь вода, что при отсутствии точек страховки создает риск падения на глубину до 20 метров. Под карнизом можно организовать точку страховки забив крюк, либо чуть выше установив френд. Затем немного приспуститься и выйти на внешний угол слева от карниза, по которому выйти на кромку карниза (fr 6a+) и далее вверх по несложным скалам выйти на большую полку, на которой соединяются маршруты Урубко и Смирнова. Станция на выступе.
40м 85° 6a+

R3—R4 С полки вверх по стенке выйти на узкую полочку, в правой части которой забит швеллерный крюк. От него влево-вверх. Выйти в осыпной кулуар, в котором важно постараться не засыпать напарника камнями. Станция на выступе.
30м 50° 5b

R4—R5 По стенке с хорошими зацепами, что расположена справа (по ходу) выйти на легкие плиты, по которым дойти до конца стены.
40м 50° 4

R5—R6 По гребню выйти на маршрут 1Б, по которому двигаться до вершины.

Спуск по маршруту 1Б и далее на перевал Пионер.

Вливайтесь в общение

2 комментария

1. Кирилл! Объясни пожалуйста, зачем нужно продувать дырки для шлямбуров.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: