Совсем коротко:
Заилийский Алатау, пик Тургень, 4410 м
22 июня 2023 года Кирилл Белоцерковский и Максим Попов пролезли северную стену, 900 м AI3 M4 за 14 часов от палатки до палатки.

Подход к горе по ущелью Тургень

В 2015 году Михаил Каймирасов выложил у себя в фейсбуке фотографию какой-то горы с кулуаром над скалами и под ледопадом. Тургень, говорит. Комментаторы сходились во мнении, что маршрут логичный, но небезопасный. Ну сошлись, покивали и как-то разошлись: у всех работа, спортивные планы и лень. Михаил время от времени выкладывал новые фотографии, но всё как-то не складывалось.

Потом я увидел гору в 2020 году, когда мы пришли в Тургень после восхождения на Талгар. Вживую гора впечатлила куда сильнее, чем на фотографии. Но и после этого работа и большие горы тянули одеяло времени на себя.

Пик Тургень и маршруты с севера (а других там и нет)Северная стена пика Тургень
Тургень с нитками маршрутов

Этой зимой Макс Попов взял меня за пуговицу и не отпускал, пока я не отметил в календарике «Тургень 19–27 июня». Без дат в календаре мы бы так и не собрались.

Оставили машину чуть ниже шлагбаума в Тургеньском ущелье и пошли. На отдыхе после одного из переходов забыл очки в густой траве. Без них я вижу, но с ними получше. Пришлось сходить за ними. По пути встретил клеща, который одиноко прогуливался по моему животу. Посмотрел на него строго и отпустил обратно в кусты.

Часть мостов через речку развалилась, поэтому в одном месте пришлось перейти по бревну, а в другом идти берегом через кусты.

Макс переходит через речку
Макс переходит через Темиртас. Скоро начнутся кусты.

К пяти вечера вышли к спасательной хижине. Казалось, что можно пройти ещё немного, чтобы сэкономить время на следующий день, но утренняя возня с палаткой отняла бы больше. Остались в домике. На поляне встретили самку марала. Макс, когда ходил за водой, встретил ещё марала, но только кусочками.

Пик Темиртас и джайляу в верховьях Тургеня
Темиртас и коровы на джайляу

Утром от домика был хорошо виден пик Темиртас, с которого стекает один из крупных притоков Тургеня того же названия. По альпийским лугам вышли на плато. Там Макс отвёл меня к одному из озёр. Красивое. В восточной части нашего хребта ледниковый период закончился совсем недавно, и такое ощущение, что всё плато — это одна древняя морена, сейчас покрытая лужайками и озёрами. На разливе речки, тут уже мелкой, лежал толстый слой льда. Чуть выше мы как-то незаметно перешли через реку, которая там ныряет под камни. Поняли это, когда она оказалась справа от нас. Чтобы не бродить через неё, поднялись на морену слева — всё равно пришлось бы. Более правильным было бы подняться на неё дальше, там, где нужно только пересечь её и выйти к леднику. Нам же пришлось почти километр прыгать по шатким камням.

С серого неба срывались всё более тяжёлые капли. Мы слезли с морены и оказались на галечниковой площадке на берегу моренного озера, сразу за которым начинается покатый язык ледника. Признали место идеальным, разровняли площадку и установили палатку. Рядом нашли остов головы тека. Назвали Славиком и поставили рядом с кухней.

Кирилл Белоцерковский и Максим Попов смотрят на северную стену Тургеня
Поставили лагерь, смотрим на стену. Славик в левом нижнем углу.

Наша гора стоит напротив. Большая и красивая. Слева — чёрные неприветливые скалы; справа ледовый склон; в центре — два кулуара: правый пошире, а левый, что ближе к центру уже и круче. Мне нравится левый: он красивее и безопаснее. Над правым нависает ледник. Он, вроде, не отваливается, но и лезть под него без надобности не хочется. Наш кулуар предельно понятен, если не считать небольшой скальной ступени в нижней части. Она засыпана снегом, и не получалось разобрать лёд там или скалы. Ну, посмотрим на месте. Кулуар заканчивается на перемычке, выше которой скалы. Я надеялся пролезть там по ледовым речкам в углах, но якоря и закладки взял.

Времени до сна осталось много, погода наладилась, и я пошёл рисовать. Мне нравится рисовать горы перед восхождением — так я внимательнее вглядываюсь в детали. А после восхождения сравниваю, какие речки и повороты признал важными, а какие пропустил. По морене выбрался на здоровенный нунатак, который отделяет основной массив ледника Горного института от его восточных притоков. На верхушке нунатака рядом со мной сидели два круглых жемчужных вьюрка и тоже глазели по сторонам. Долго сидеть не получилось: из-за спины холодный ветер принёс первые капли дождя. Застегнулся на все молнии и попрыгал вниз ужинать и читать книжку.

Ледник Горного института, верховья ущелья Тургень

Восхождение на пик Тургень

Стартовали мы с 3460, вершина — 4407. Набрать километр за день — не так много, но и размеренной прогулкой такое не назовёшь. Проснулись в два. Позавтракали и в темноте по леднику двинулись к стене. Пока ледник был пологим и открытым, шли не связываясь. Когда появились первые трещины, достали верёвку. Снег неплохо держал, лишь иногда мы проваливались выше колена.Траверсом прошли по снежному склону до входа в кулуар. В сиреневых предрассветных сумерках полезли по 50-градусному льду к большому камню, торчащему изо льда. От него к скальной ступени. Стоило сделать станцию под ней, чтобы верёвки точно хватило до льда выше, но я не стал. Естественно, пришлось собирать станцию из якорей на разрушенном и живописном ребре в середине ступени.

Кирилл Белоцерковский на скальной ступени в начале кулуара
Я на скальной ступени в начале кулуара

Быстро подошёл Макс, полезли дальше к перемычке. Во влажных перчатках мёрзли руки, но иногда в наш кулуар заглядывало тёплое утреннее солнце и становилось веселее. До перемычки получилось восемь верёвок по 60 метров, максимальная крутизна до 70°.

Макс выше первого ключа
Макс подходит к станции выше первого ключа

На перемычке перевели дух, прикинули, куда лезть. Прямо над нами стоял крутой жандарм, который можно обойти слева или справа. Слева — снег и разрушенные скалы, справа — надежда на ледовые речки. Пошли направо. Верёвка траверса и мы у основания угла. Я порывался посмотреть, что правее, но Макс предложил лезть вверх и не метаться. Такое мы можем. Снизу угол казался простым. Как всегда, оказалось, что скалы сложнее и разрушеннее, чем выглядели снизу. В ход пошли все скальные железки, что у нас были. Когда казалось, что места под страховку закончились совсем, возникали тонкие ледовые ручейки, в которые можно было закрутить бур на 8–10 см. Буры вселяли осторожный оптимизм, приправленный пряными нотками тревоги: Хо-хо! Надёга! Спасся! Верёвки впритык хватило до скального гребешка. Макс поднялся довольный собой, сказал, что не лазал такого в горах. Ну вот и славно, а то я начал чувствовать, что он меня сюда привёл, чтобы окрестности показывать.

Макс страхует на последнем скальном участке
Последний скальный участок, влажный жёлоб

По разрушенной стенке, потом по влажному жёлобу за два коротких питча вылезли на снежный гребешок. Упаковали всё скальное, выбрались на основной гребень. А там красота, куда ни глянь.

Справа — верховья Иссыка и массив Талгара. Непривычно видеть вокруг столько гор и понимать, что был я только на одной (на Талгаре). Впереди — хребет Кунгей Алатоо. Я крайне плохо там ориентируюсь и знаю о восхождениях лишь в крайних точках — в долине Урюкты на востоке и в массиве Чоктала на западе. Что там между ними — для меня чистая тайна. Слева видны последние крупные горы Заилийского Алатау: Узловая Тургеньская, Саз, Восточный. За спиной ледник Горного института и горы вокруг него. Столько всего интересного, что глаза разбегаются. А может это просто астигматизм. Как бы то ни было, через 50 метров по плотному фирну дошли до вершинного купола. Чуть восточнее и ниже скальный выход, на котором Ден Щербина и Вик Васильев в 2011-м сложили тур во время первого восхождения на вершину. Мы туда не пошли. Сделали несколько фотографий и двинули по гребню на запад.

Кирилл и Максим на вершине
Вершина Тургеня, 4407 м

В месте, где ледник нависает над правым кулуаром проходит трещина. То есть, несмотря на видимую стабильность, кусок льда может отвалиться. Кулуар всё равно хороший, сходите при случае.

Прошли по гребню 500 метров и свернули направо, на ледовый склон. Часть его можно было комфортно спуститься лазаньем, но мы вешали перила, потому что умеем быстро крутить проушины. Верёвок за десять доехали до ледника с раскисшим снегом. Хлюпая по снежной каше, дошли до открытого льда, а по нему к 17:20 пришли к палатке.

Остаток вечера Макс сидел и смотрел на гору, я отпивался и писал заметки в блокноте.

Макс смотрит на Тургень
Макс смотрит на Тургень на берегу озера

Короткий путь домой

Утром упаковались и пошли вниз. На плато отошли чуть в сторону, чтобы посмотреть на озёра. Два были обрамлены белым льдом, ещё два открыты полностью. В одном озере плавали две утки-атайки. А потом мы как пошли вниз! В какой-то момент Макс обернулся и сказал: «Километр за 11 минут, некоторые так бегают». Короче, к 16 часам пришли к машине.

Район верховьев Тургеня освоен очень поверхностно. На каждую гору есть по одному простому маршруту, а о восхождениях на некоторые у меня вообще нет информации. Крутых стен, кроме Тургеня, тут нет, так и не стенами едиными жив альпинизм.

Вливайтесь в общение

7 комментариев

1. Ребята молодцы, виды прекрасные, маршрут логичный, крутой, горжусь вами !

2. Классно написано, я сам ни разу не писатель, но почитываю тематические книги и статьи, и твой стиль повествования очень нравится: в меру с юмором, с красочными описаниями природы и горного ландшафта, с наличием технических деталей, но без скатывания в сухую статистику, в общем как глава из хорошей книги про приключения (тонкий намек) .

3. Очень интересно было читать. Как-будто я с Вами шла. Спасибо за эмоции.

1. Вот закончится когда-нибудь летний сезон, так я ещё занимательных историй напишу!
      Не выключайтесь.

4. Молодцы ребята это хороший вариант альпинизма, надёжно, ново, в неизведанных далях, ждём продолжения историй!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: