От том, что в скалолазание есть в Иране я знал. Не знал только где именно и в каком объёме. Путём прочёсывания разных социальных сетей я нашёл единомышленников, написал им и даже приехал. Наш путь пролегал от приграничного городка Маку через город Урмиё в Керманшах. В Керманшахе есть скалы. Там много скал. Ниже немного фотографий и мои впечатления.

Скалолазание в Иране — немного экзотика. Соседняя Турция простая и понятная. Про Иран же нет никакой информации в интернете. Есть чуть-чуть о восхождениях, но это другое. Да и восходить куда-нибудь в декабре не хочется — тут хоть и юга, но не настолько, чтобы в горах было тепло. На высоте больше 2000 метров уже лежит снег.

Наш автобус из Урмиё прибыл в Керманшах глубокой ночью. Мы чуть отошли от остановки и стали выбирать место для палатки, но тут к нам подошёл какой-то мужик, и начал что-то вещать. Естественно никто ничего не понял. Он жестом дал понять, что нам нужно идти за ним.

— Тамам (турец. — хорошо) дружно сказали мы и пошли за ним.

Провожатый привёл нас к знакомому таксисту, который тоже начал говорить на фарси. Мы снова ничего не поняли.
— Чадор (фарси — палатка) — сказал я.
— Парк — сказал шофёр.
— Ну, парк, так парк, поехали!

Парком оказался Тах-е-Бостан. Ночью ничего не разглядев мы дошли до конца одной из тупиковых веток дороги, и метрах в 15 от него нашли отличную подготовленную площадку под палатку.

Утром позвонил человеку, которого нашёл в Сети, и он сказал, что в течение получаса приедет к нам. Оказывается мы были там, где собственно и находятся скалолазные маршруты. Курош (наш новый знакомый) приехал со всей семьёй.  Милые улыбчивые люди.

Скалолазание в Иране. Тах-е-Бостан.

Ольге приходится лазать в хиджабе. Таковы правила. В Иране все женщины вне зависимости от гражданства и вероисповедания обязаны носить хиджаб. Сначала он ей сильно мешал, а сейчас вроде ничего, привыкла.

Ольга Тачановская и иранский флаг

О скалах

Порода — известняк. Зацепы на некоторых маршрутах заполированы от частого использования. Пробивка разная — где-то свежая, а где-то совсем старая. Маршруты обновляются и добавляются. Почти всё пробивали местные скалолазы.

Siavash Kiani

Всё лежит, и ничего интересного — подумал я. Но тут мне предложили пролезть «самый сложный маршрут на этой стене». Им оказалась короткая (3 оттяжки) трасса примерно 6c/+ категории трудности. Ну и ладно, я ведь не рекорды приехал ставить, а знакомиться с возможностями.

— А где вы собираетесь обедать? Если вы не против, то мы хотели бы пригласить вас к себе домой.

Ну естественно мы не против:-)

После обеда снова поехали на скалы. На этот раз в другой сектор. Поднимались уже в сумерках, а лезть я начал с фонарём. Трассу чисто так и не вылез, но по ощущениям где-то около 7а+.

Мы и наши новые друзья.
Ольга, я, Курош и Сиаваш.

Ночь мы провели дома у семейства Раоуфи, младшим членом которого является наш друг Курош.

Утром следующего дня поехали осваивать пещеры. Пещеры отделены от того места где мы лазали в предыдущий день скальным гребнем.

Мне указали на маршрут и сказали «это самый лёгкий». После получаса борьбы на потолке я пришёл к выводу, что он тянет на 7c. Несколько раз зависнув добрался до спусковой цепи. Ненавижу чистить потолки. Рядом проходит несколько явно более сложных линий.

Сместились в соседнюю пещеру. По её своду так же проходит несколько маршрутов. Я залез какую-то 6с сбоку, и решил, что нужно отдыхать. Это написано так коротко, времени прошло изрядно. На улице, то есть вне пещеры, моросил дождь.

Все замёрзли, и предложение ехать домой восприняли с радостью.

На третий день нашего пребывания в Керманшахе была запланирована поездка в Бисотун.

Бисотун это небольшой городок в окрестностях Керманшаха. Никто кроме местных не знал бы о нём, если бы не огромный скальный массив, в основании которого древний персидский царь Хосров II собирался построить себе дворец. Строительству кто-то вероломно помешал, осталась лишь заготовка — вертикальный участок стёсанной скалы высотой около 40 и протяжённостью около 200 метров. Вот по этому подарку истории и проходит часть местных маршрутов.

Скалолазание в Иране. Фархат Тараш
Стена Фархад Тараш. Планировали дворец, получился скалодром

На этой стене пробито штук 10 маршрутов. Ещё несколько есть вокруг неё. Мы подумали, что начинать с Фархад Тараша неправильно, и отошли чуть в сторону от него.

Тот маршрут, что мы выбрали проходит по широкой щели-промоине. Средняя часть её была мокрой, что не помешало нам пролезть эту приятную трассу.

Затем всё же прошли к Фархад Тарашу. Там есть несколько непонятных линий, либо крайне сложных, либо сделанных «под перестёжку», то есть так, чтобы можно было от крюка до крюка доставать при помощи лесенок.

Я выбрал тот маршрут, что казался более-менее адекватным и полез. По словам нашего сопровождающего, Абтина, низ должен был быть простым, а верх сложным. Внизу я видимо что-то напутал и мне пришлось делать длинное движение с подхвата под один палец на пассив далеко справа. Короче лёгким начало назвать не могу. По середине полка с деревом. Верх техничная, но без особых неприятностей 7а+.

Скалолазание в Иране. Фархад Тараш. Кирилл Белоцерковский.

После меня Ольга попробовала пролезть эту же трассу с верхней страховкой.

Хотелось чего-то ещё, и мы прошли ещё немного в сторону. Там был внутренний угол, слева от которого проходит трасса на мой взгляд 6с+. Начало — классический камин, а выше всё вполне привычно — лезь и не падай.

Скалолазание в Иране. Бисотун. Стена Фархад Тараш

После этого пролезли ещё один простой маршрут и поехали домой. С дороги открывается вид на весь массив. Он просто огромный.

Лазать четвёртый день подряд не очень хотелось, но на следующие дни обещали дожди, так что решили потерпеть. Приехали на скалы, но у меня совершенно ничего не получалось. Ольга попробовала вылезти то, что пробовал я, но у неё тоже не вышло. Тогда мы собрались и пошли в сторону дороги. В тени было довольно прохладно.

На одной из скал, освещённых солнцем, блестели шлямбура. Вроде не очень сложно — сказала Ольга и полезла. Маршрут колючий, но приятный. На нём знакомство со скалами Керманшаха закончилось.

Ольга Тачановская
Одна из моих любимых фотографий

На следующий день мы сели в автобус и уехали в Исфахан. Это там, где красивые голубые мечети. Сегодня познакомились с местными скалолазами, а завтра поедем на скалы.

Вливайтесь в общение

7 комментариев

1. Оля в хиджабе — это хит! :)
    Поправь фотографии в серединке (Бисотун) — перекосило малость.

2. Все круто. Статья классная, но основной баннер с сигаретой, мало приятный,…непонятно…вроде про скалолазку речь идет…

1. Статья о скалолазании, верно. И на фотографии скалолазка. Просто скалолазы разные. Одни — интеллигентные веганы, вторые курят, третьи ругаются матом, четвёртые вообще едят мясо животных. Примерно, как все остальные люди. Мы где-то в середине спектра.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: