Весной 2015 года Артём Скопин сказал, что чемпионат мира по альпинизму в скальном классе 2016 пройдёт у нас, в Казахстане. В мае того же года попробовали скалы в Южном Казахстане. Скалы интересные, но рядом нет никакой базы. Пришлось бы бросить Туюк-Су и строить лагерь, везти электричество и воду, думать как завозить и увозить участников и судей.

Решили провести чемпионат на Бастионах в Туюк-Су. Нам тут ближе, уже налажена инфраструктура и в начале сентября устойчивая погода. Бастионы — три больших скалы, слева от дороги на Мынжылки:

Вид на Бастионы с учебных скал
Вид на Бастионы с учебных скал над Альплагерем Туюк-Су

Подготовка

19 февраля я закончил и отправил расчёты. Предложил начать работу в апреле, чтобы сделать маршруты за 2–3 месяца, почистить и опробовать их без спешки. Железо: крючья, цепи, уши — приехало 16 июня, за три дня до нашего отъезда в Каравшин.

— Ну, вернусь и начну сверлить с двух рук!

Ша! Вернулись в город 8 августа, но денег от Министерства спорта не поступило. Кто-то не успел написать рапорт, чтобы из министерской казны нам отсыпали нужную сумму.

Но есть работа, и кто-то должен её сделать. Кто, если не мы?

Артём выдал перфоратор, купил буров, застраховал меня и пообещал кормить в лагере. Я начал работать 16 августа.

Работа

У меня начались интересные, но чертовски тяжёлые дни. Времени до соревнований осталось мало, работы — прорва. Ну как прорва. Я сразу сказал, что больше пяти маршрутов сделать никак не успею. От Федерации альпинизма России (ФАР) пришла директива: «Пойдёт!»

В первые дни я работал до глубоких сумерек и ломоты в мышцах. Зато притащил на верх Центрального бастиона полкилометра верёвок и целую кучу ушей и анкеров.

Крути и забивай!

Дальше у меня было 4 типа дней:

1. Пробивка станций и навеска перил
    Пробивать станции и вешать перила успевал часов за 8, получался простой и не очень длинный день.
  2. Установка крючьев
    На установку крючьев тратил от одного до трёх дней, в зависимости от количества. Тут важно было вовремя остановиться, иначе работал до темноты и возвращался сутулым и загадочным.
  3. Чистка
    Чистить можно сколь угодно долго, но в пределах одного дня, потому что соревнования надвигались как грозовая туча — медленно, но неотступно. Работа не такая тяжёлая, как на следующий день, но очень грязная.
  4. Переезд
    В эти грустные дни я вытаскивал верёвки, оставшееся железо и снаряжение наверх Бастиона. Получалось как на большой стене: выбрался наверх, повесил Микротрэкшн на станцию, и ну тягать.
Хозяйство подготовщика
Я и моё маленькое хозяйство

С 16 августа по 9 сентября у меня выдалось три выходных. В эти дни я лежал и старался не шевелиться.

Пока я сверлил дырки и упражнялся на перилах, приехал Дима Линник. Я уверен в его опыте, поэтому рассказал, где делать маршрут, и больше в его работу не лез. Мы встречались утром перед выходом на скалы и вечером за ужином.

Трава на верхушке Бастиона постепенно желтела, буры Хилти ломались о породу, рябины в перелеске краснели, мы тянули маршруты вверх.

Вечером 4 сентября я сдул последние пылинки со свежего мультипитча и довольный работой покачиваясь пошёл домой.

Вид на предпоследнюю станцию Лориэна с ключевого карниза

Приехала Ольга, и мы полезли крайний правый маршрут — Лориэн. Как только перебрались через первую интересную верёвку, начался дождь. Хм… если так пойдёт, то сложность маршрутов придётся называть на глаз. Дождь кончился к вечеру.

Ольга Белоцерковская на Фангорне

На следующий день с Евгением Маслаковым пролезли Шир и верхнюю часть Лориэна. Отлично. Спустились и полезли Ангмар. Чем ближе к нависающему верху тем меньше энтузиазма оставалось у Жени, а меня подстёгивало любопытство: что там на ключе? Немного поскрипел, но вылез обе верёвки без срывов, чем немного горжусь. Уехали вниз.

Ольга на третьей верёвке Фангорна

Маршрут Линника на Первом Бастионе — Фангорн — лезли с Ольгой. Пробивка, после моей, кажется щадящей: крючья через полтора метра. Ну да ничего, часто не редко. Второй участок нависает от начала до конца, но я придумал как отдохнуть в середине и вылез онсайтом. Зато на четвёртой верёвке отвалился. Онсайт не получился, но категория трудности понятна. Ольге тяжело даются нависания, но она всё равно выбралась наверх.

На второй верёвке Фангорна

Спустились вниз, и я выдохнул: можно запускать. Один маршрут остался неопробованным, но пару лет назад я почти вылез его на ИТО, а сейчас парни точно его залезут. Так и получилось, некоторые снизу доверху пролезли чисто.

Соревнования

Соревнования начались 9 сентября, но отдыха не получилось. Я довешивал и переносил перила, развешивал номера, раздавал консультации участникам и судьям.

В положении, которое разослали командам перед соревнованиями, организаторы обещали марафон, а потом раз! — и провели спринт. Все любят спринт, никто не протестовал.
Марафон — кто больше налазил сложных маршрутов, тот и победил.
Спринт —  кто быстрее пролез одну трассу, тот и чемпион.

Одни спортсмены ворчали, что зацепы отламываются и на полочках мох. Другие спрашивали не икалось ли мне, пока они лезли. Только местным было всё равно, по чему лезть, они привыкли. Кажется, все были довольны.

По правде сказать, зацепки кое-где похрустывали, даже когда лез я — а я лез медленно и аккуратно. Но если бы я убирал все живые камни и ненадёжные зацепы, то первый маршрут закончил бы как раз к началу соревнований.

На ключе Ангмара
Денис Прокофьев страхует Егора Матвеенко на Ангмаре

В последний день соревнований я выбрался на верхушку Бастиона, чтобы повесить очередную порцию перил, но судьи попросили остаться там до конца дня, отсекать финиш. По ущелью летали облака, поэтому из лагеря судей финиш не всегда просматривался. Я опытный гедонист и на всякий случай таскаю с собой книжку. Вот и тут: лежал на пожелтевшей мягкой траве, читал и несколько раз за день сказал в рацию:

Готовьте секундомеры. Финиш!

Победили мои друзья Павел Грязнов и Макс Тен. С каждым из них я сходил много интересных восхождений.

Макс Тен страхует Павла Грязнова на финише

Подробнее о соревнованиях написали:
Алёна Мартынова — Загадки чемпионата мира по альпинизму в Туюк-Су
Денис Прокофьев — За скальный класс замолвите слово
Разные заметки на Фейсбуке — #чемпионатвтуюксу

Маршруты

Для соревнований мы подготовили 5 маршрутов. Если смотреть слева направо:

1. Фа́нгорн — 7b, 15 оттяжек, 7 участков. Автор — Дима Линник. Всё пробито.
2. Мо́рдор — 6c, 8 оттяжек, 6 участков. Шлямбуров мало, лазанье непростое. Рекомендую тем, кто пролез остальные и они показались не очень сложными.
3. А́нгмар — 7a+/b, 10 оттяжек, 6 участков. Маршрут пробит полностью. Ключевые верёвки наверху.
4. Центр — 6a+, 14 оттяжек, 6 участков по 45 метров. Маршрут в 2007 году пробил Юрий Горбунов. Пробит полностью, но в некоторых местах редко.
5. Шир — 6b+, 9 оттяжек, нужен пучок закладок и 2–3 небольших френда.
6. Ло́риэн — 7a/b, 9 оттяжек + закладки и френды до BD#2. На соревнованиях верхний ключ все лезли не так, как я хотел :-(

Нитки маршрутов на Бастионах в Туюк-Су

Со всех маршрутов, кроме Центра, можно спуститься с одной 60-метровой верёвкой. Станции раз в 30 метров, под ключами висят спусковые кольца.

Подробные описание выложу позже, зимой маршруты всё равно никто не полезет. А тем, кто полезет, описания не нужны.

Что я думаю о соревнованиях

Я против соревнований в альпинизме. Анатолий Букреев в дневнике написал: «Горы, это храм, где я исповедую свою религию». Не скажу лучше. Стометровка в церкви? Прыжки с шестом в мечети? Как-то не вяжется. Так и у меня: в горах я заглядываю внутрь себя, а не доказываю, что быстрее или сильнее чем кто-то. Одним оправдываю для себя соревнования — там собирается интересная компания.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: