Уже год над моим столом висит фотография западной стены пика Труд — подарок Ерванда Тихоновича Ильинского. С конца 50-х по 80-е годы на стене проложили четыре маршрута 5Б категории трудности. Они проходят слева или справа от монолитного центрального контрфорса, а сам он свободен. В этом году я решил его «распечатать».

Турсунали Аубакиров
Турсунали Аубакиров на пути к перевалу ТЭУ

Состав команды менялся несколько раз. В результате в ней остались я и Турсунали Аубакиров. С Турсуном мы ходили траверс от Снежного Плато до Комсомола, Корону и Байлян-Баши. Снизу за нами приглядывали Ильяс Галимбеков (с ним ходили на Талгар в 2013) и Аполлинария Орендовская (с ней лазили по скалам в ЮКО).

Подход

В ущелье Средний Талгар шли через перевалы Талгарский и ТЭУ. До горы добирались 2½ дня. С Талгарского перевала спустились в ущелье Левый Талгар, по нему дошли до поворота к перевалу ТЭУ. Чуть ниже поперёк реки лежит толстая ель. По ней перешли через реку и этим сэкономили полдня.

Я дважды ходил через перевал ТЭУ: первый раз в 2007, когда мы с ребятами из Новосибирска шли на Талгар, второй — когда шли туда же в 2012.

В этом году первый раз ночевали там, где с новосибирцами в 2007 — на морене чуть выше зоны леса.

Полина Орендовская выходит на перевал ТЭУ

К полудню следующего дня поднялись на перевал ТЭУ. Со стороны Левого Талгара туда ведёт осыпь, а в Средний Талгар — ледник. Когда я проходил по нему в предыдущие разы, он был «открытым»: снега было мало, а трещины были видны. Сейчас же на леднике лежит толстый слой снега, а о расположении трещин можно только догадываться. Ледник прошли в связке.

На морене ещё со времён работы альплагеря Талгар остались старые стоянки. Там грудами валяются ржавые жестяные банки, и битые стеклянные. Тогда тех, кто оставил после себя помойку, можно было частить так, чтоб уши горели. А сейчас вот, история.

Спустились в Средний Талгар напротив пиков Караульчитау и Чекист. По камешкам перебрались через реку и поставили лагерь под контрфорсами Караульчи.

Первую половину следующего дня шли вдоль ледника Крошка к месту базового лагеря. Кто назвал ледник «Крошкой» не знаю, но размер у него как у Южного Талгара. Только боковая морена сильно разорвана, в отличие от Талгара. После публикации этой статьи в интернете мне растолковали что название не от «крошечный», а от «крошево». Похоже на правду.

С ледника увидели впечатляющий профиль западной стены Труда.

Западная стена пика Труд

Восхождение

Перепад высот стены Труда — километр. На западной стене я насчитал 4 маршрута: Попова, Тятинина, Горбунова и Юна, все 5Б категории трудности. По мнению Е. Т. Ильинского, мы должны были лезть по центральному контрфорсу западной стены. Однако А. Скопин передал прогноз, по которому хорошей погоды осталось на полдня. Тогда я решил лезть по ледовым речкам слева от контрфорса. По льду я лезу быстрее, чем по скалам. Все маршруты на стене прошли в 70–80-х годах XX века, поэтому я уверен, по какой ледовой речке ни полезь — получится первопроход. На том и порешили: быстро и по речкам.

Подход под стену

В 5 утра начали подниматься по снежно-ледовому кулуару, пересекающему стену слева направо. В средней части свернули налево, и полезли.

Поначалу некрутой лёд постепенно выкрутился до вертикали. Наверху, где поположе, инструменты не держались — резали мягкую смесь льда и снега. Правее лёд жёстче, но нависает. Полез туда. Получилась одна из самых запоминающихся верёвок в моей практике. Верёвки (60 м) хватило до выхода на выполаживание.

Оттуда 120 метров одновременного лазанья по простому льду привели к наклонному камину со льдом. В верхней части лёд выкрутился до вертикали, но не более. Ледобуров у меня было мало, поэтому страховался где придётся то камалотами, то якорями.

Следующий участок — нависающий камин — как ни странно, вылез лазаньем. Дальше крутой кулуар со снегом и льдом. Потом 20 метров некрутого льда, и я встал у развилки: нависающий угол слева, и лежачий, залитый льдом, справа.

Увидел старый крюк слева и подумал, что вылез на маршрут Тятинина. Ну… тоже хорошо, значит крыша рядом. Переставляя жёлтый и синий камалоты добрался до перегиба. За ним полочка, а дальше снова круто. Пролез 10 метров и упёрся в развальню. За что ни брался, всё отваливалось и летело к Турсуну. Благо он стоял в прикрытом месте. На протяжении получаса я придумывал способ выбраться вверх. Не вышло. Тогда забил якорь под гудящую нашлёпку и спустился на развилку, с которой начал. Крюк, который я видел, забил кто-то потерявшийся.

Полез вправо. Затупившиеся инструменты скалывали линзы, но недолго. Лёд закончился и начались нависающие рыжие скалы. Незадолго до этого я выбросил в пропасть одну из лесенок вместе с клифой, поэтому двигался медленно. Через 15 метров вылез на разрушенные скалы вроде тех, что были в соседнем углу. Что за напасть! Слева нависало и отбрасывало, справа просматривались монолитные скалы с тонкими лужицами льда, но без трещин. Я крался вверх и старался не уронить ничего большого. О мелких камнях перестал предупреждать, так как они сыпались постоянно. Надёжный рельеф закончился. Полчаса стоял как между Сциллой и Харибдой и вдруг подумал: «Да ну его к лешему!». Свернуть шею или уронить тяжёлый камень на товарища я не планировал, поэтому оставил закладку с карабином и бесславно поехал вниз.

Нитки маршрутов на пик Труд

Если бы я внимательно присмотрелся к маршруту снизу, то увидел ледовые подтёки в 20 метрах слева от развилки. Если бы наблюдатели снизу сказали, что через 10 метров за углом начнётся лёд… Впрочем, я оправдываюсь.

Спустился на станцию к Турсуну и мы поехали вниз. На спуске оставили все якоря и большую часть крючьев. К закату стояли на леднике.
Пока возился с разрушенными скалами, немного пожёг правый глаз — очки лежали в рюкзаке у напарника. В лагерь вернулся как одноглазый пират, только без попугая.

Отход

Делать вторую попытку не было ни сил, ни времени. Сил — так как я хорошо выложился в первый раз, времени — потому, что по прогнозу к нам неслась непогода.

Возвращались так же как пришли, через перевалы ТЭУ и Талгарский. На разных высотах снег сменял дождь, в ботинках плескалась вода и было как-то тоскливо.

А сейчас хорошо. Лето только началось и будет холодным, но ярким.

Дожали этот маршрут весной 2020 года с Гришей Щукиниым: Труд 2020

Вливайтесь в общение

3 комментария

1. Спасибо за статью, очень интересно читать и соприкасаться с горами))

1. Согласен, скоро пойду соприкасаться))

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: