Восхождение на Талгар было запланировано ещё в прошлом году. Тогда мы с Сергеем Поповым прошли много интересных комбинированных маршрутов, чтобы уверенно сходить на Талгар. К сожалению, само восхождение не состоялось. Мы перенесли его на следующий год. Год прошёл. Решили идти в конце сентября.

Летом 2024 года пойду туда с группой. Чтобы присоединиться пишите на kirill@alatau.guide

Путь к горе пролегал через кабинет директора заповедника. Это, пожалуй, была самая сложная часть подхода. Следующий этап — подход к старому альплагерю. Первую половину дня провели, блуждая по зарослям малины. Каждый раз, когда мы входили в малинник, я громко предупреждал потенциальных медведей о том, что мы пришли. Неожиданная встреча нос к носу с этими милыми зверушками могла оказать губительное воздействие на психику (в лучшем случае) как нашу, так и мишек. Зато во второй половине дня мы были вознаграждены прекрасными видами, открывшимися по сторонам от всё ещё хорошей тропы.

Старый альплагерь всегда вызывает во мне массу эмоций. Жёлтый осенний воздух разрывается тонким скрипом двери, качаемой ветром. Со стен дома давно обвалилась штукатурка, а небольшая терраса провалилась в нескольких местах. Однако на ней всё ещё стоит стул. В воздухе прозрачными нитями летают пряди паутины. Голубоватые ели тёмными фигурами оттеняют жёлтый ковёр травы. Сверху безразмерным покрывалом раскинулось вечернее тёмно-синее небо, опирающееся на заснеженные гребни Карульчитау. Кажется — убери их, и небо рухнет, и засыплет весь мир голубыми осколками.

Домик селезащиты в среднем Талгаре

Ночь провели в домике, который, как будто, перенёсся из рассказов Олега Куваева. В нём витает ощущение целесообразности, простоты и понятности бытия. Полы чисто выметены, дрова аккуратно уложены у печки, на полках лежат ветхие книжки. Вдоль стен стоят аккуратно заправленные кровати, на крючках висит одежда. Когда мне понадобились плоскогубцы, я нашёл ящик с инструментами под одним из столов на кухне, как будто знал, где он лежит. Наши предшественники оставили на столе два пакета с едой. И, что характерно, дом запирается на гвоздь.

Маршруты на пик Талгар
Пик Талгар, 4973 м

Самые простые маршруты на Талгар с западной стороны. Мы ходили левый, то есть маршрут Антишина

Треккинг от альплагеря вверх — одно удовольствие. По хорошей тропе нужно идти среди елей, постепенно набирая высоту. Перевалили через Анапурну (большой холм) и спустились на поляну с остовом палатки. Рядом с ним в 2006 году мы с Димой Дегтярёвым, Саней Головановым и Вадиком Винокуровым провели несколько занимательных дней. Эту историю я расскажу когда-нибудь потом. По прячущейся в кустах тропе дошли до своего распадка, который выводит к леднику Южный Талгар. Дальше пришлось идти по осыпям боковой морены ледника. У основания кулуара, выводящего на перемычку между Талгаром и Клыштау, нашли площадки под палатки.

Палатка, ледник Южный Талгар, пик Труд
Палатка на морене под началом маршрута. На фоне пик Труд
Сборы перед восхождением
Собираем рюкзаки с вечера, чтобы не возиться утром

В альпинизме мне нравится очень многое: возможность общаться с интересными людьми, красивая природа вокруг, радость от всего происходящего. Подъёмы в три часа ночи в этот список не входят. Их я не люблю. Утро, несмотря на высоту 3800 метров, было довольно тёплым. Немногим ниже нуля.

Сергей Попов на маршруте Барановского
Сергей на маршруте.
На фоне: Актау, Чекист и Караульчитау

К перемычке вышли к 6 часам утра. Там дуло. Лед был пологим и мягким, поэтому в нижней части склона мы двигались одновременно. Когда рельеф стал выкручиваться, начали вешать перила. Участок до первой подушки имеет протяжённость около 500 метров. Вылезли на подушку, немного передохнули и пошли в направлении маршрута Антишина. Когда-то давно мы с друзьями ходили маршрут Барановского на Южную вершину Талгара. Он проходит по снежно-ледовым склонам справа от подушки. В этот раз нашей целью была Главная вершина, поэтому мы двинули влево, искать дорогу среди трещин. Трещины напоминали разрытые тоннели метро. В районе Талгара всё значительно больше, чем в нашем «домашнем» Туюк-Су. Трещины не исключение.

Пересекли подушку и устроили ещё один небольшой привал под нужным кулуаром. Солнце осветило склон, когда мы были в нижней трети кулуара. До выхода на пологий рельеф мы повесили 7 верёвок перил. В верхней части кулуара мимо нас проехал первый небольшой камень. Я не пытался ускорить участников, потому как они уже были не в самом лучшем состоянии.

Маршрут Антишина на пик Талгар
Ильяс на склоне выше подушки. Внизу виден ледник, возле которого ночевали
Восхождение на пик Талгар
Двойка на подходе ко гребню

От верхней станции также, по мягкому льду и фирну, начали обходить вершинную башню слева. Казалось, что вершина должна быть прямо перед нами. Во всяком случае хотелось в это верить, потому как все изрядно устали. Однако большой снежный купол справа явно был выше. Пришлось идти на него. На вершине были в три часа дня. Над горами клубились тучи, время от времени шёл лёгкий снег. Быстро сфотографировались, выпили чаю и пошли вниз.

Вершина пика Талгар
На вершине Талгара

К подушке спустились уже в сумерках. Два раза у меня застревал самовыкрут, приходилось подниматься и освобождать его. Ильяс, мой помощник, так много внимания уделял спусковым станциям, что время спуска начало стремиться к бесконечности. Я подумал и решил, что мои участники будут спускаться на три верёвки вниз, а я буду спускаться к ним лазаньем. К сожалению, и этот маневр не позволил нам сильно ускориться. В итоге к перемычке спустились к 11 часам вечера.

Спуск с пика Талгар
Спуск по подушке в средней части маршрута
Сергей Попов
Скоро стемнеет, а мы ещё на горе́
Спуск с Талгара
Между трещинами. На горизонте в дымке пик Комсомола

Утром спали долго, до 7 часов. День планировался длинный — нужно было дойти от места стоянки до кордона, откуда нас должна забрать машина. Спуск из-под горы на дно ущелья трудно назвать приятным. Зато путь от Зелёной Поляны до старого альплагеря, как я говорил, очень хорош. Тропа выше лагеря набита поколениями альпинистов. Участок же тропы ниже лагеря оставляет желать лучшего: сначала по лесу (эта часть ещё приятная), затем по прижимам вдоль реки, затем по лугам и малинникам, обходя участки обвалившейся тропы. Вниз вышли покрытые ровным слоем колючек репейника. Там встретили лесника, который напоил нас чаем с вареньем.

От домика лесника до кордона дошли за час. Оттуда нас забрала машина.

Весь следующий день собирал вещи и подбирал хвосты, а ночью улетел в Крым на Чемпионат Мира по альпинизму в скальном классе.

Вливайтесь в общение

2 комментария

1. Интересно сопоставлять со своим восхождением 1995 года…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: