В начале сентября сходил с Ольгой простой поход вокруг района Туюк-Су. Обошли наши домашние горы с их «обратной стороны». От Шымбулака поднялись на Талгарский перевал, оттуда спустились в ущелье Левого Талгара. По нему поднялись до заснеженного перевала Туристов. С перевала вдоль Кызыл-Сая спустились к речке Озёрной, вдоль неё по тропе и по дороге пришли к Большому Алматинскому озеру. Оттуда вниз по трубе до дороги и дальше до автобуса. На 50 километров маршрута потратили 2 дня. Второй получился длинным — на остановку пришли с фонариками.

После летнего сезона в горах хотелось отдохнуть. Отдыха лучше чем в горах я не знаю, поэтому пошли в поход. Такой, без фанатизма, через пару несложных перевалов.

Ольга Белоцерковская спускается в Левый Талгар
Ольга спускается в Левый Талгар с Малого Талгарского перевала

Для пешеходов подъёмник стоит 3500 тенге (≈10 $). Мы приехали гулять, поэтому пошли пешком. Красиво было с самого начала. На пожелтевшей траве чуть ниже Талгарского перевала лежал яркий свежий снег. Так… снег, а мы в кроссовках, у нас же простой поход! Ладно, без паники. К счастью, на перевале снега было немного. Съели по шоколадке «Спорт-Марафон» и пошли к Малому Талгарскому перевалу. На самом деле он не перевал, а просто площадка на гребне, где тропа сворачивает вниз.

На спуске меня чуть не засосал жуткий малинник. Я собрал волю в кулак и, как Одиссей мимо острова сирен, проскочил малиноопасный склон почти не останавливаясь. Иначе застрял бы там до ночи и поход провалился.

Спустились в Левый Талгар. Обогнали одну компанию, навстречу прошагал парень, кто-то поприветствовал нас из кустов. Выходные, людно.

Ольга спускается к Солнечной поляне

В сентябре тут лучше всего. Грибы, малина, земляника, смородина. Тёмно-зелёные ели, красная рябина, бордовый иван-чай и ещё всякое пёстрое.

Из леса вышли на альпийские луга. Жаль, к нам прилетело облако и спрятало мир вокруг. Видно траву, прижатую недавним снегом, да тропу на 15 метров. К речке Туристов подошли уже в сумерках. Поднялись по её течению, перепрыгнули три небольших притока. Поставили палатку выше третьего на более-менее пологом бугорке, хотя за 200 метров до того были нормальные площадки. Идти назад уже не хотелось, остались на месте.

Я опасался, что ночью будет холодно, но обошлось. В 7 утра в палатке часы показали 4°, что для сентября на 2900 просто роскошь.

Ольга одевается после первого перехода

Утром… Ради этого утра я заманил сюда Ольгу. В первый раз я оказался на этом месте в сентябре 2007 года, когда мы большой компанией пошли на пик Пушкина. Сейчас, как тогда, светило солнце, пики Мирошкина и Конституции белели на фоне синего осеннего неба, под ногами мягкая жёлтая трава, рядом журчит ручей. Рррр! Всё, поход удался!

Вершины над ледниками Тогузак, Конституции и Дмитриева. На переднем плане речка Туристов

Под южными склонами Игл и Туюк-Су подошли под перевал Туристов. Он засыпан снегом, но не сильно. Ноги намокнут, но потерпим. На седловине дуло, поэтому мы не засиживаясь, по набитой тропе ушли вниз в Озёрное ущелье. По пути увидели стадо теков.

Советских альпинистов из урочища Кызыл-Сай

На слиянии Кызыл-Сая и Озёрной встретили двух пограничников

— Здравствуйте, у вас всё в порядке?
— Да, спасибо.
— Документы с собой?
— Да, вот.
— Ну, счастливо!
— Спасибо, и вам.

Всегда бы так.

Пик Озёрный из Озёрного ущелья

Спустились к озеру, съели последние бутерброды. На плотине людно и шумно. Вместе мы тут оказались впервые с 2001 года. От озера спустились к трубе и по ней пошли вниз. С тех пор как я был тут в последний раз, дорога из ухабистой грунтовой стала гладкой асфальтовой. Мосты, под которыми раньше можно было пройти чуть пригнувшись, стали настолько низкими, что пришлось идти на корточках. Выглядело очень смешно.

Справа от трубы показался куст малины с ягодами размером с черешню. Так, ладно, один куст не остановит нас надолго. Я спрыгнул с трубы и принялся за малину. Очнулся через 10 минут, вымазанный соком, исколотый колючками и крайне довольный. Ольга выпустила струйку сигаретного дыма:

Выглядишь, как будто кого-то убил!

И принялась оттирать меня салфеткой. Я отбрыкивался, мотивируя тем, что ниже тоже есть малина, и она тоже меня не остановит.

Слева от трубы шевельнулся кто-то размером с котёнка. О, пищуха! Рыжий зверёк с круглыми ушами жевал траву и не боялся. Ниже встретили ещё одну. А потом, перед началом крутого спуска, увидели горностая. Он как стремительная колбаса с лапками носился по камням и разглядывал нас. Каждый раз, когда они так смотрят, кажется, думают: «Тут съесть или в нору отнести?». Малина, кстати, закончилась. Вдоль трубы прошли собиратели и выбрали её подчистую.

Горностай возле трубы. Думает, есть ли нас тут, или унести с собой.

Спустились на дорогу. Там трафик как в городе, но в городе мы ходим по тротуарам. Тут пришлось вжиматься в обочину. К остановке пришли в темноте. За день отмахали 30 километров.

В начале осени у нас в горах лучшее время. Не знаю, как можно жить тут и не ходить в горы в сентябре.